Методическое пространство – «это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательного процесса»
М.М. Поташник, д-р пед. наук, профессор, член корреспондент РАО
Методическая работа МАОУ «Школы №7» представляет собой систему, состоящую их трех взаимосвязанных пространств:
· организационно-управленческое;
· учебно-методическое;
· научно-методическое.
1. Организационно-управленческое пространство — это уровень стратегического управления, работу которого координирует Методический совет школы.
Основным принципом организации деятельности организационно-управленческого пространства являются самоуправление (каждый педагог задействован в управлении через составление планирования, организации учебно-воспитательного процесса).
2. Учебно-методическое пространство представляет собой информационно-аналитический уровень управления деятельностью методической работы, включающий в себя мониторинг качества знаний, компетенций и результативность ученических достижений.
3. Научно-методическое пространство – это уровень тактического управления, который включает в себя работу предметных кафедр, аттестационных комиссий, профессиональный рост педагогов школы.
Задачи методической работы:
· оказать помощь учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
· изучить и внедрить передовой педагогический опыт;
· ознакомить с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
· непрерывно самообразовываться учителю и повысить уровень профессионального мастерства;
· включить учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
· оказать реальную действенную помощь учителям, которые в ней нуждаются;
· достичь оптимальный уровень образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов к Уставу, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих уровень научно-методического сопровождения образовательного процесса.
4. Диагностики и мониторинга состояния образовательного процесса, уровня обученности, воспитанности и развития обучающихся, помогающие определить основные проблемы и задачи методической работы.
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Структура методической системы:
· педагогический совет
· научно-методический совет
· психолого-педагогическое сопровождение
· заместители директора по УВР, ВР
· библиотечно-информационный комплекс
· методические объединения: начальной школы; математики, информатики, естественных наук; истории и обществознания; русского языка и литературы; иностранных языков; технологии, искусства и физической культуры; классных руководителей
Педагогический совет школы - главный орган, определяющим стратегию работы педагогического коллектива и мобилизующим его усилия на повышение уровня учебно-воспитательного процесса, на выполнение задач повышения профессионализма учителя. Вопросы организации, координации научно-методического обеспечения образовательного процесса находятся в компетенции Научно-методического совета школы.
Научно-методический совет школы - коллегиальный орган управления по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса школы, целью деятельности которого является совершенствование научно-методической системы школы, направленной на повышение качества образования, создание условий для оптимальной организации образовательного процесса и развития профессионального потенциала педагогического коллектива школы.
Методическое объединение - коллективный орган школы, организующий работу учителей-предметников и классных руководителей, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию творческого потенциала.
Состав научно-методического совета школы: администрация школы, руководители предметных кафедр, актив учителей.
Нормативно - правовые документы и инструктивно-методические письма:
· Положение о педагогическом совете МАОУ «Школы №7»;
· Положение о методических объединениях МАОУ «Школы №7»;
· Приказы школы;
· План методической работы МАОУ «Школы №7»;
· Информация о реализуемых учебно-методических комплексах;
· Информация об использовании электронных учебно-методических комплектов (ссылка на страницу библиотеки);
Федеральный уровень:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, ст., ст.20, ст.27, ст.28, ст.47)
· Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
· Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
· Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
· Реестр примерных основных общеобразовательных программ
· ФГОС
· Приказ Минпросвещения России от 27.11.2018 N 247 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования»
· Приказ Министерства Просвещения от 06.02.2019 г. № 64 «О федеральном учебно-методических объединениях по общему образованию»
· Распоряжение от 16.12.2020 № Р-174 «Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров»
· Приказ Министерства Просвещения от 06.09.2022 г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения…» (ссылку на документ сделать, документ есть)+
· Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн (ссылка https://smp.edu.ru/concept)
Региональный уровень:
Школьный уровень:
· Положение о научно-методическом совете
· Положение о методических объединениях
· План методической работы
Полезные ссылки
Сообщество руководителей методических объединений "XXI век"
Президентская библиотека
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Бесплатная электронная библиотека онлайн «Единое окно к образовательным ресурсам»
Совет по науке и образованию
Реестр примерных основных общеобразовательных программ
НИРО
ФГОС
Методическая копилка
2024-2025
Подготовка к 2024-2025 учебному году
2023-2024
Открыта инновационная площадка. Тема: Разработка и апробация измерительных материалов оценки предметметных результатов модульной учебной программы для 4 класса "Путешествие в историю Нижнего Новгорода"
Открыта стажерская площадка. Тема: "Преподавание предметов естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС ООО и ФГОС СОО"